Развитие узкой специализации и отставание возможностей синтеза
Науки развиваются увеличивая специализацию. Специализация растет, в разных узких областях добываются новые знания. Причем специализацией занимаются отдельные люди, каждый в своей области, больше людей — быстрее развивается специализация. Синтез знания должен произойти в одной голове (спорное утверждение) и её возможности в целом не меняются (тоже спорная мысль).
Задачи дифференциации дробятся между многими людьми, а поделить между ними задачу синтеза куда труднее: средство вступает в противоречие с целью. Грубо говоря, разделяем, расчленяем какую-то науку мы всем скопом, коллективно, тогда как объединять приходится в одиночку, и притом в условиях, когда объем знаний переваливает за критическую черту, означающую предел человеческих возможностей. Получаются ножницы: на дифференциацию знаний работает вся суммарная мощь человеческого интеллекта, а инструментом интеграции остается одинокая головушка; дифференциация развивается на всех парах, а интеграция хромает.[1]
Ссылки на эту заметку
Бразды управления. Диалог с академиком В. М. Глушковым. В. А. Моев. Политиздат. 1977. В конструкторском бюро. Переходная ступенька ↩︎